Позже, в течение нескольких десятилетий, Советский Союз оставался одним из наиболее закрытых для Церкви государств. Первые «просветы в железном занавесе» появились во время Понтификата Иоанна XXIII (1958-1963 гг.). 25 ноября 1961 года, по случаю своего восьмидесятилетия, он получил – среди сотен поздравительных телеграмм от глав государств – поздравления от руководителя СССР Никиты Сергеевича Хрущева. А 7 марта 1963 года Иоанн XXIII принял на частной аудиенции дочь Хрущева Раду и ее мужа Алексея Аджубея, редактора газеты «Известия». Первый раз высокопоставленный советский чиновник (хотя и не имевший отношения к управлению государством) лично беседовал с предстоятелем Католической Церкви. Однако вскоре после этого Хрущев, известный борьбой с культом личности и его последствиями,
После коммунистического переворота в России Святой Престол всячески старался наладить контакты с этой страной. 15 марта 1922 года было подписано разрешение на работу в Стране Советов «Миссии помощи», созданной Ватиканом. 12 сотрудников «Миссии помощи» начали свою деятельность в Крыму, позже в орбиту работы миссии были включены несколько крупных городов, в том числе, Москва, Краснодар, Ростов-на-Дону и Оренбург. С 1923 года, после некоторого улучшения экономической ситуации в стране, большевики все больше ограничивали возможности работы иностранных благотворительных организаций, одновременно с этим разворачивая все более широкое наступление на религию. Сотрудники ватиканской миссии начали покидать СССР, в конце 1923 года был вынужден уехать руководитель миссии о. Уолш. Его отъезд сопровождался ожесточенной антирелигиозной и антиватиканской пропагандой, что, безусловно, ударило по положению католиков, живших в Союзе.
Россия направляла своих представителей в Апостольскую Столицу со времен правления Екатерины II (1762-1796 гг.) вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
В восьмидесятые годы XIX столетия стороны подписали новое соглашение, в котором были повторены некоторые пункты конкордата 1847 года (например, право поставлять епископов).
В течение десятилетий в Петербурге побывали несколько других иерархов Католической Церкви, которых официально называли «послами Папы Римского при российском дворе». Можно говорить о более или менее интенсивных дипломатических отношениях между Апостольской Столицей и Российской Империей на протяжении всего XIX столетия. 13 и 15 декабря 1845 года Папа Григорий XVI впервые принял на аудиенции императора Николая I. Разговор шел о судьбах католиков, проживающих на территории Империи, и о возможности назначения новых епископов для окормления Церкви в России. Николай I пообещал сделать все от него зависящее. Итогом встреч Папы с российским государем стал конкордат, подписанный 3 августа 1847 года, после долгих и нелегких переговоров. 4 декабря 1866 года Россия в одностороннем порядке отказалась признавать действительность соглашений после того, как Пий IX выступил в защиту прав Католической Церкви на территории Царства Польского и России.
Первая нунциатура на территории Государства Российского была основана в июне 1783 года, когда архиепископ Джованни Андреа Аркетти, по окончании своей миссии в Польше, прибыл в Санкт-Петербург. Позднее он снова ненадолго вернулся в Польшу, откуда был отозван в Рим. С апреля 1797 года представителем Святого Престола был архиепископ Лауро (Лоренцо) Литта – последний Апостольский нунций в Польше, который после третьего раздела Речи Посполитой (1795 г.) прекратил свою миссию в Варшаве и выехал в Санкт-Петербург для того, чтобы, насколько это было тогда возможно, представлять интересы католиков, ставших подданными Российского государства.
Вплоть до конца XVIII века посольства, направлявшиеся Папами в Россию, вели переговоры с российскими самодержцами по вопросам, связанным не только с религией и Церквами (о единстве между западными и восточными христианами), но и о возможности совместного противостояния туркам и татарам, уменьшении противостояния между Россией и Польшей, а также другими католическими странами.
Наиболее известной попыткой наладить контакты между Святым Градом и Россией было посольство иезуита о. Антонио Поссевино к царю Ивану IV Грозному (1533-1584 гг.).
Активные дипломатические контакты Святого Престола и России начались примерно в середине XV века. После Ферраро-Флорентийского Собора (1431-1445 гг.) ключевым направлением этих отношений стал поиск примирения между Католической и Православной Церквами. И хотя предпринятые попытки не принесли ожидаемого результата, они способствовали первому сближению как между двумя наиболее близкими друг другу христианскими конфессиями, так между Западом и Востоком вообще.
В.В. Путин и Бенедикт XVI
Ватикан и Россия | Ватикан - Государство Град Ватикан
Комментариев нет:
Отправить комментарий